Главная » Четыре месяца я играл бесплатно!
2011-11-01 00:00:00
Четыре месяца я играл бесплатно!
Легенда мордовского футбола Валерий Приведенцев 1 ноября отмечает 6-летие. Местные болельщики до сих пор с любовью вспоминают техничного нападающего, который в 17 лет стал ключевым игроком саранского "Спартака" в 1969 году. Потом Приведенцев играл на Украине, в Казахстане и во всех клубах становился заметной фигурой на поле. О своей карьере и команде Федора Щербаченко легендарный ветеран рассказал Евгению Наумову.
"Не буду лукавить, 60 лет - серьезный возраст, - признается Валерий Приведенцев. - Когда выходил на поле, физически себя чувствовал гораздо лучше (смеется - "С"). Но ничего, и сейчас терпимо двигаюсь. С ногой, правда, проблемы - протез поставили, хромаю. Так что в основу "Мордовии" уже не пробиться, только на скамейку запасных (смеется - "С").
"С": Травма ноги - это последствия игры?
- Нет, это уже послефутбольные дела, на нервной почве. Я человек неунывающий, с чувством юмора, тем не менее психологические проблемы бесследно не проходят...
"С": Когда вы последний раз выходили на поле?
- В 1996 году, будучи директором стадиона "Светотехника", я участвовал в турнире ветеранов. Осталась фотография с последнего матча. А вообще с футболом я завязал в 1990 году. Карьеру заканчивал в команде "Зенит" механического завода. Мы выступали в первенстве Мордовии, а я был играющим тренером. Неплохо играли, неоднократно становились победителями и призерами.
"С": А как начинался ваш путь?
- Сразу после окончания средней школы меня заявили в команду мастеров саранского "Спартака". Свой первый гол я забил в 17 лет тамбовскому "Спартаку". Спартаковец забил спартаковцу! Гол получился эффектный. я поразил ворота соперника с дальней дистанции. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Газон не подготовили должным образом к матчу - одну половину поля скосили, а другую нет. Просто невозможно было вести мяч по траве высотой 10 сантиметров, поэтому я вынужден был нанести дальний удар. Вижу - вратарь вышел к линии штрафной, и метров с сорока закинул ему мяч "за шиворот". В 2002 году в кубковой встрече с ульяновской "Волгой" похожий гол забил Никулкин.
"С": Значит, быстро закрепились в команде мастеров?
- После дебюта практически постоянно выходил на поле в основном составе. Причем первые четыре месяца играл бесплатно. О деньгах даже не думал. А мама говорит: "Валера, школу ты окончил, пора бы трудоустраиваться и на жизнь зарабатывать". Я объяснил ситуацию капитану команды Анатолию Казакову. Он удивился: "Вообще ничего не получаешь?" Отвечаю: "Получаю... удовольствие от игры. А денег - нет". Казаков обратился к тренерам, те к директору стадиона, и в октябре я принес матери первую зарплату - 80 рублей. Игрок основного состава получал 140 рублей, запасные - 120, а молодежь - 80. Наша семья жила скромно, мама работала машинисткой, отчим - слесарем, поэтому мои деньги оказались очень кстати.
"С": Премиальные за победу давали?
- Раза три получал по 15-20 рублей. Однажды прямо в раздевалке после матча выдали. Зашло к нам руководство завода во главе с директором Иваном Семеновичем Коваленко, поздравили с победой и... по 20 рублей выдали. Для нас это был очень приятный сюрприз. Правда, радовались недолго. Через две недели эти деньги у нас вычли из зарплаты. Вместо восьмидесяти рублей я получил шестьдесят.
"С": Где несли армейскую службу?
- В армию меня едва не забрали еще в 1969 году, когда я только начал играть за "Спартак". Но заключительные матчи чемпионата мы проводили на выезде, поэтому я не смог вовремя явиться в военкомат. Когда вернулся в Саранск, призывная комиссия уже закончилась. По этой же причине призыв не состоялся в 1970 году. Служить я отправился лишь весной 1971-го. Нас забрали троих - меня, нападающего "Спартака" Толю Костерина и Володю Завьялова (ныне исполнительный директор Федерации футбола РМ). мы служили в спортивной роте в Самаре. С Костериным участвовали в первенстве Вооруженных сил в Ростове и стали серебряными призерами турнира. Уступили лишь ростовскому СКА, за который выступал защитник саранского "Спартака" Александр Поветкин.
"С": Почему после армии вы предпочли продолжить карьеру на Украине?
- Саранск снялся с профессиональной лиги, поэтому здесь не было команды. А тренер мордовского "Спартака" Николай Васильевич Михалев, под руководство которого я играл в 1970-1971 годах, принял "Авангард" из Ровно. Он меня и пригласил. Была чисто украинская группа - 24 команды, мы шли на 14-й позиции. За шесть туров до конца первенства Николая Васильевича отправили в отставку. Новым главным тренером назначили Юрия Лукашенко из Иваново-Франковска. Тот привез своих футболистов, а меня посадил на скамейку запасных. Заметно урезали зарплату. При Михалеве я имел оклад 150 рублей плюс премиальные, с Лукашенко стал получать почти в два раза меньше. А у меня уже была семья, росла дочь, поэтому я покинул Украину и вернулся в Саранск. Обратился к бывшему одноклубнику по "Спартаку" Славию Давыдкину, который работал футбольным тренером на ламповом заводе. Слава пошел к директору Ивану Коваленко и предложил взять меня в команду, выступающую в чемпионате Мордовии. Но на ламповом заводе я не задержался, поскольку получил приглашение в профессиональный клуб из Рыбинска. Снова покинул родной город. Но вот беда - перед стартом чемпионата умер директор местного авиационного завода, а новый руководитель отказался финансировать команду. За Рыбинск мне так и не довелось поиграть.
"С": Куда же отправились дальше?
- Снова пригласил Николай Михалев, возглавивший команду из Семиплатинска. Условия в Казахстане были великолепные, даже лучше, чем в Ровно. Прекрасная база находилась в 25 км от города в сосновом бору на берегу Иртыша. В нашей зоне второго дивизиона участвовали исключительно среднеазиатские клубы - из Киргизии, Таджикистана, Туркмении... Всего 18 команд, в том числе шесть казахских. По регламенту, кто из шестерки выступает хуже, покидает профессиональную лигу. Мы стали пятыми, опередив Чимкент. Тем не менее Михалева отправили в отставку и назначили бывшего наставника ташкентского "Пахтакора" Бориса Валицкого. Он на 90 процентов обновил состав, но меня оставил в команде. Я продолжал выходить на поле с первых минут, пока не получил серьезную травму. Столкнулся с соперником, упал и порвал связки коленного сустава. После трех месяцев лечения пробовал выйти на поле, но тщетно, нога болела. Поэтому вынужден был вернуться на родину. Три сезона провел за любительский "Факел", становился чемпионом Мордовии. А в 1980 году в Саранске снова организовали команду мастеров, и я оказался в ее составе. Правда, поиграл не долго... В следующем сезоне мудрецы из национальной федерации футбола придумали величайшую глупость - клубам второй лиги запретили заявлять более четырех игроков старше 25 лет. А мне в 1981-м было уже тридцать. Так спортивные чиновники заставили меня завершить профессиональную карьеру.
"С": "Мордовия" сыграла вничью 1:1 с московским "Торпедо". В свое время вам доводилось играть против "автозаводцев", когда в их составе был Стрельцов...
- Это была товарищеская встреча, но мы играли против легендарных ветеранов "Торпедо". Тренер Николай Михалев возражал против моего участия в матче: "Валера, тебе не стоит играть. После завтра у нас ответственный поединок в Ланчхути (Грузия), поэтому нужно сохранить силы". Я запротестовал: "На поле выйдет Стрельцов, а я останусь на скамейке запасных? Нет уж. Если не выпустите, вообще уйду из команды". Так настоял на своем. Когда диктор назвал фамилию Стрельцова, на стадионе началось что-то невообразимое. Многие не верили его словам, переспрашивали друг друга: "Неужели это он? Неужели тот самый?" В целом игра проходила в равной борьбе. Торпедовцы в основном работали на публику. Особенно это удавалось Стрельцову. Он несколько раз пяткой адресовал мяч партнерам. Михаил Гершкович показал Саранску свой фирменный дриблинг. Вратарь "автозаводцев" Виктор Банников совершил несколько эффектных прыжков на радость публики. Однако гости поплатились за свое пижонство. Защитник Николай Уханов мощно пробил с 30 метров, и Банников не справился с ударом - 1:0. До поры до времени нам удавалось сдерживать атаки грозного гостя, но москвичи все же забили нам. А в конце встречи Гершкович принес "автозаводцам" победу - 2:1. В этом году команда Федора Щербаченко обыграла торпедовцев на своем поле 0 2:0. Так что реванш у легендарного клуба взят!
"С": Вам нравится футбол в исполнении подопечных Федора Щербаченко?
- Да. Команда демонстрирует разнообразный атакующий футбол, даже защитники участвуют в нападении. Не случайно Алексей Мулдаров в минувшем туре поразил ворота "Торпедо". Активно действуют Степанец и Симчевич. В команде Щербаченко нет балласта, каждый футболист вносит серьезный вклад в достижение результата. Те, кто выходит на замену, реально усиливают игру. Правда, не совсем понятна ситуация с вратарем. После ухода Евгения Фролова у того же московского "Динамо" могли попросить молодого голкипера. Денис Шебанов выглядит надежно, но любой стык - и все, остаемся без вратаря. В общем, дай Бог здоровья Денису.
"С": Если сопоставить "Мордовию" с клубом, цвета которых вы защищали, в чью пользу будет сравнение?
- Даже сравнивать нечего - дружина Федора Щербаченко выглядит намного интереснее. Раньше игрового рисунка не было как такового, в основном все строилось на индивидуальном мастерстве отдельных футболистов. Тренер дает установку перед матчем, и ты выполняешь. Дома бежишь в атаку, в гостях действуешь от обороны - вот и вся тактика. С другой стороны, сейчас мало ярких личностей даже в Премьер-лиге. Раньше люди начинали с дворового футбола. Сами раскрывали качества, заложенные природой. А потом развивали под руководством профессиональных тренеров. Сейчас дети правильно думают, правильно останавливаются, правильно бегут... Но вот мало в их действиях импровизации.
"С": В случае выхода "Мордовии" в Премьер-лигу следует серьезно обновить состав?
- Надо сделать 3-4 точечных приобретения и все будет нормально. Думаю, Федор Анатольевич именно так поступит. В свое время краснодарская "Кубань", выходя в элиту, практически полностью сменила состав и... вскоре вернулась в первый дивизион. Лишь румынский тренер Дан Петреску в прошлом году изменил политику клуба, сохранил костяк, и теперь "Кубань" удачно играет в высшем эшелоне.
"С": Травма ноги - это последствия игры?
- Нет, это уже послефутбольные дела, на нервной почве. Я человек неунывающий, с чувством юмора, тем не менее психологические проблемы бесследно не проходят...
"С": Когда вы последний раз выходили на поле?
- В 1996 году, будучи директором стадиона "Светотехника", я участвовал в турнире ветеранов. Осталась фотография с последнего матча. А вообще с футболом я завязал в 1990 году. Карьеру заканчивал в команде "Зенит" механического завода. Мы выступали в первенстве Мордовии, а я был играющим тренером. Неплохо играли, неоднократно становились победителями и призерами.
"С": А как начинался ваш путь?
- Сразу после окончания средней школы меня заявили в команду мастеров саранского "Спартака". Свой первый гол я забил в 17 лет тамбовскому "Спартаку". Спартаковец забил спартаковцу! Гол получился эффектный. я поразил ворота соперника с дальней дистанции. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Газон не подготовили должным образом к матчу - одну половину поля скосили, а другую нет. Просто невозможно было вести мяч по траве высотой 10 сантиметров, поэтому я вынужден был нанести дальний удар. Вижу - вратарь вышел к линии штрафной, и метров с сорока закинул ему мяч "за шиворот". В 2002 году в кубковой встрече с ульяновской "Волгой" похожий гол забил Никулкин.
"С": Значит, быстро закрепились в команде мастеров?
- После дебюта практически постоянно выходил на поле в основном составе. Причем первые четыре месяца играл бесплатно. О деньгах даже не думал. А мама говорит: "Валера, школу ты окончил, пора бы трудоустраиваться и на жизнь зарабатывать". Я объяснил ситуацию капитану команды Анатолию Казакову. Он удивился: "Вообще ничего не получаешь?" Отвечаю: "Получаю... удовольствие от игры. А денег - нет". Казаков обратился к тренерам, те к директору стадиона, и в октябре я принес матери первую зарплату - 80 рублей. Игрок основного состава получал 140 рублей, запасные - 120, а молодежь - 80. Наша семья жила скромно, мама работала машинисткой, отчим - слесарем, поэтому мои деньги оказались очень кстати.
"С": Премиальные за победу давали?
- Раза три получал по 15-20 рублей. Однажды прямо в раздевалке после матча выдали. Зашло к нам руководство завода во главе с директором Иваном Семеновичем Коваленко, поздравили с победой и... по 20 рублей выдали. Для нас это был очень приятный сюрприз. Правда, радовались недолго. Через две недели эти деньги у нас вычли из зарплаты. Вместо восьмидесяти рублей я получил шестьдесят.
"С": Где несли армейскую службу?
- В армию меня едва не забрали еще в 1969 году, когда я только начал играть за "Спартак". Но заключительные матчи чемпионата мы проводили на выезде, поэтому я не смог вовремя явиться в военкомат. Когда вернулся в Саранск, призывная комиссия уже закончилась. По этой же причине призыв не состоялся в 1970 году. Служить я отправился лишь весной 1971-го. Нас забрали троих - меня, нападающего "Спартака" Толю Костерина и Володю Завьялова (ныне исполнительный директор Федерации футбола РМ). мы служили в спортивной роте в Самаре. С Костериным участвовали в первенстве Вооруженных сил в Ростове и стали серебряными призерами турнира. Уступили лишь ростовскому СКА, за который выступал защитник саранского "Спартака" Александр Поветкин.
"С": Почему после армии вы предпочли продолжить карьеру на Украине?
- Саранск снялся с профессиональной лиги, поэтому здесь не было команды. А тренер мордовского "Спартака" Николай Васильевич Михалев, под руководство которого я играл в 1970-1971 годах, принял "Авангард" из Ровно. Он меня и пригласил. Была чисто украинская группа - 24 команды, мы шли на 14-й позиции. За шесть туров до конца первенства Николая Васильевича отправили в отставку. Новым главным тренером назначили Юрия Лукашенко из Иваново-Франковска. Тот привез своих футболистов, а меня посадил на скамейку запасных. Заметно урезали зарплату. При Михалеве я имел оклад 150 рублей плюс премиальные, с Лукашенко стал получать почти в два раза меньше. А у меня уже была семья, росла дочь, поэтому я покинул Украину и вернулся в Саранск. Обратился к бывшему одноклубнику по "Спартаку" Славию Давыдкину, который работал футбольным тренером на ламповом заводе. Слава пошел к директору Ивану Коваленко и предложил взять меня в команду, выступающую в чемпионате Мордовии. Но на ламповом заводе я не задержался, поскольку получил приглашение в профессиональный клуб из Рыбинска. Снова покинул родной город. Но вот беда - перед стартом чемпионата умер директор местного авиационного завода, а новый руководитель отказался финансировать команду. За Рыбинск мне так и не довелось поиграть.
"С": Куда же отправились дальше?
- Снова пригласил Николай Михалев, возглавивший команду из Семиплатинска. Условия в Казахстане были великолепные, даже лучше, чем в Ровно. Прекрасная база находилась в 25 км от города в сосновом бору на берегу Иртыша. В нашей зоне второго дивизиона участвовали исключительно среднеазиатские клубы - из Киргизии, Таджикистана, Туркмении... Всего 18 команд, в том числе шесть казахских. По регламенту, кто из шестерки выступает хуже, покидает профессиональную лигу. Мы стали пятыми, опередив Чимкент. Тем не менее Михалева отправили в отставку и назначили бывшего наставника ташкентского "Пахтакора" Бориса Валицкого. Он на 90 процентов обновил состав, но меня оставил в команде. Я продолжал выходить на поле с первых минут, пока не получил серьезную травму. Столкнулся с соперником, упал и порвал связки коленного сустава. После трех месяцев лечения пробовал выйти на поле, но тщетно, нога болела. Поэтому вынужден был вернуться на родину. Три сезона провел за любительский "Факел", становился чемпионом Мордовии. А в 1980 году в Саранске снова организовали команду мастеров, и я оказался в ее составе. Правда, поиграл не долго... В следующем сезоне мудрецы из национальной федерации футбола придумали величайшую глупость - клубам второй лиги запретили заявлять более четырех игроков старше 25 лет. А мне в 1981-м было уже тридцать. Так спортивные чиновники заставили меня завершить профессиональную карьеру.
"С": "Мордовия" сыграла вничью 1:1 с московским "Торпедо". В свое время вам доводилось играть против "автозаводцев", когда в их составе был Стрельцов...
- Это была товарищеская встреча, но мы играли против легендарных ветеранов "Торпедо". Тренер Николай Михалев возражал против моего участия в матче: "Валера, тебе не стоит играть. После завтра у нас ответственный поединок в Ланчхути (Грузия), поэтому нужно сохранить силы". Я запротестовал: "На поле выйдет Стрельцов, а я останусь на скамейке запасных? Нет уж. Если не выпустите, вообще уйду из команды". Так настоял на своем. Когда диктор назвал фамилию Стрельцова, на стадионе началось что-то невообразимое. Многие не верили его словам, переспрашивали друг друга: "Неужели это он? Неужели тот самый?" В целом игра проходила в равной борьбе. Торпедовцы в основном работали на публику. Особенно это удавалось Стрельцову. Он несколько раз пяткой адресовал мяч партнерам. Михаил Гершкович показал Саранску свой фирменный дриблинг. Вратарь "автозаводцев" Виктор Банников совершил несколько эффектных прыжков на радость публики. Однако гости поплатились за свое пижонство. Защитник Николай Уханов мощно пробил с 30 метров, и Банников не справился с ударом - 1:0. До поры до времени нам удавалось сдерживать атаки грозного гостя, но москвичи все же забили нам. А в конце встречи Гершкович принес "автозаводцам" победу - 2:1. В этом году команда Федора Щербаченко обыграла торпедовцев на своем поле 0 2:0. Так что реванш у легендарного клуба взят!
"С": Вам нравится футбол в исполнении подопечных Федора Щербаченко?
- Да. Команда демонстрирует разнообразный атакующий футбол, даже защитники участвуют в нападении. Не случайно Алексей Мулдаров в минувшем туре поразил ворота "Торпедо". Активно действуют Степанец и Симчевич. В команде Щербаченко нет балласта, каждый футболист вносит серьезный вклад в достижение результата. Те, кто выходит на замену, реально усиливают игру. Правда, не совсем понятна ситуация с вратарем. После ухода Евгения Фролова у того же московского "Динамо" могли попросить молодого голкипера. Денис Шебанов выглядит надежно, но любой стык - и все, остаемся без вратаря. В общем, дай Бог здоровья Денису.
"С": Если сопоставить "Мордовию" с клубом, цвета которых вы защищали, в чью пользу будет сравнение?
- Даже сравнивать нечего - дружина Федора Щербаченко выглядит намного интереснее. Раньше игрового рисунка не было как такового, в основном все строилось на индивидуальном мастерстве отдельных футболистов. Тренер дает установку перед матчем, и ты выполняешь. Дома бежишь в атаку, в гостях действуешь от обороны - вот и вся тактика. С другой стороны, сейчас мало ярких личностей даже в Премьер-лиге. Раньше люди начинали с дворового футбола. Сами раскрывали качества, заложенные природой. А потом развивали под руководством профессиональных тренеров. Сейчас дети правильно думают, правильно останавливаются, правильно бегут... Но вот мало в их действиях импровизации.
"С": В случае выхода "Мордовии" в Премьер-лигу следует серьезно обновить состав?
- Надо сделать 3-4 точечных приобретения и все будет нормально. Думаю, Федор Анатольевич именно так поступит. В свое время краснодарская "Кубань", выходя в элиту, практически полностью сменила состав и... вскоре вернулась в первый дивизион. Лишь румынский тренер Дан Петреску в прошлом году изменил политику клуба, сохранил костяк, и теперь "Кубань" удачно играет в высшем эшелоне.
"Столица С" №44 1 ноября 2011